Меню раздела

    Горячие новости гимназии

    17.11.2018
    Мастер-класс по подготовке и успешному прохождению ЦТ

    подробнее...

    15.11.2018
    Шестой школьный день 17 ноября. Краеведческая суббота «Хорошо в краю родном». Приглашаем в субботу на соревнования, конкурсы, турниры, викторины, акции, консультации.

    подробнее...

    12.11.2018
    "Супер мама – 2018" - самая артистичная мама!

    подробнее...

    12.11.2018
    Победа в районном конкурсе «Поет пионерия!»

    подробнее...

    09.11.2018
    Шестой школьный день 10 ноября. День здорового образа жизни «Олимпийцы среди нас». Приглашаем в субботу на соревнования, конкурсы, турниры, викторины, акции, консультации.

    подробнее...

    Главная : Законным представителям : О группах смерти и детском суициде

    О группах смерти и детском суициде

    Интернет-опасность О группах смерти и детском суициде

    Статья опубликована в журнале Минская школа сегодня, № 3, 2018 г.

    Уже не первый год в социальных сетях детей вовлекают в «суицидальный квест», виртуальную игру. Её финал — самоубийство. Тысячи страниц в интернете наполнены фотографиями, видео- и аудиоконтентом, убеждающим, что жизнь — бессмысленна, любовь — безответна, предательство — обратная сторона дружбы, и только смерть имеет значение.

    Сотни людей, скрытых под фальшивыми именами, выдают детям задание за заданием, внушая им уверенность, что по-настоящему счастливое существование откроется только в «тихом доме» — месте, куда наставники «пропишут» их после суицида.

    Все проблемы можно решить. Можно начать жизнь с чистого листа. И только смерть невозможно отменить.

    Основной площадкой для вовлечения в «игру», доводящую до самоубийства, является социальная сеть «ВКонтакте», однако этот «квест» распространяется и в других сетях. Так, в 2017 году для вовлечения в «игру» стал активно использоваться Instagram.


    Помимо записей на «стене», обратите внимание на «статус». Тревожный знак, если в статусе присутствуют:

    • номера (ребёнку может быть присвоен номер в списке тех, кто совершит суицид);
    • даты (особенно если на протяжении нескольких дней вы видите «обратный отсчёт»);
    • определённые слова, ко¬торые сопровождаются значком решётка «#» (так называемые хештеги, например #f57, #f58, #d28, #морекитов);
    • символы, изображающие могильные кресты;
    • символы китов или слова «грустный кит», «киты плывут вверх» и т. п.
    • Знаю, ты придёшь в мой #тихийдом
    • под номером #f57, где есть вид на #морекитов,
    • где в #четыредвадцать над этим морем горит #150звёзд,
    • я знаю, ты найдёшь меня. Время на часах 4.20.
    • Мне стало трудно жить. Забери меня в тихий дом. Мой дом — «дом китов». Отправь меня с млечного пути,
    • Отправь на путь бездушия f57.

    На своей странице ребёнок может разместить «объявление», демонстрирующее его готовность или интерес к виртуальным «суицидальным квестам».

    Эти «объявления» выглядят следующим образом:

    • хочу в игру;
    • разбуди меня в 4.20;
    • дай мне номер;
    • Я хочу гореть яркою звездой f58.
    • Я потерян.
    • Прошу, найди меня.
    • Освободи меня от боли.
    • Я забытая звезда.
    • Помоги мне найти мой путь.
    • Я хочу домой, к звёздам.
    • Мне не нужен рассвет.
    • Дай мне номер.
    • Дай инструкцию.
    • Ты играешь со мной? Жду ответ.
    • #тихийдом, #морекитов, #домкитов, #млечныйпуть, #150звёзд, #F57.
    • дай инструкцию;
    • я готов в путь вечный;
    • найдите, где я;
    • звёзды; путь млечный.



    Хештег, изображаемый решёткой (#), позволяет другим пользователям находить все записи, обозначенные этим значком, через поисковую систему. Поэтому, если ребёнок оставил запись с хештегом на своей странице или где-либо в комментариях, велика вероятность, что его обнаружат те, кто ищет желающих вступить в «суицидальный квест». Пользователи и злоумышленники ищут друг друга по хештегам:

    #d28, #f57, #Филипп Лис, #морекитов, #мертвые души, #150звезд, #тихий дом, #домкитов, #хочувигру, #f58, #млечныйпуть, #ff33, #китобой, #няпока, #рина, #infinityeye, #храмсмерти, #DK1281, #deletedskyl281, #истина, #terminall281, #exit, #я_иду_в_тихийдом, #f75, #f85, #китовморе, #домтихий, #ssrma, #ssrm, #NoG, f 5 7KM0, #RoyalManor, #killmeorder, #разбудименяв4_20.



    Почему в «группах смерти» используется хештег #разбудименяв4_20

    В пабликах с «суицидальными квестами» детей заставляют выходить в закрытые чаты именно в это время.

    В «Новой газете» опубликован рассказ сотрудника следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу Антона Брейдо о показаниях выжившей девочки — участницы «суицидального квеста»: «И вот она получила приглашение в закрытые группы, чаты, открытые в ночное время, когда в 4 часа 20 минут нужно проснуться, — таковы правила. И это каждую ночь. Усталость от хронического не¬досыпания накапливается, и ребёнок становится подвержен психологическому воздействию. Расшатываются волевые качества, ребёнок не может сказать «нет», он в полубессознательном состоянии... Темень, все спят, она встаёт по будильнику и сразу за гаджет. Начинается просмотр видеороликов — выйти из чата нельзя, иначе выгонят, исключат. Мелькают фотографии с частотой раз в 2 секунды — суицидники прыгают с крыш, дети разбиваются, кровь... Это сопровожда¬ется очень тревожной музыкой, психоделической — неприятно, тяжело. Плюс на звуковой дорожке душераздирающие детские крики, плач, визг каких-то животных... Как будто всё живое истязают. И девочка рассказывает: мне от этих видеороликов становилось плохо, хотелось что-то сделать с собой или с кем-то — уничтожить, убить. Просто физически тяжело становилось. Она пишет в чате: “Мне что-то плохо стало, я выйду”, — и сразу же на неё администратор рявкал: “Только попробуй, мы тебя сразу исключим”. Позорил, ты, мол, слабая, тебе недостаточно плохо в жизни. И приходилось терпеть, смотреть всё это до того, как администратор даст команду: всё, расходимся, ложимся спать, не забудьте всё стереть».

    «Дочку отправляли спать часов в десять вечера. Пару раз слышала, что она по лестнице ночью спускалась. Застала за компьютером. Спрашиваю: “Что такое?” Она сказала, что общается с друзьями, разница во времени. Это было два раза ночью. Теперь я понимаю, что её будили», — свидетельствует мама девочки, на страницах которой после суицида обнаружены надписи «разбуди меня в 4.20».
    Уделите внимание всем фото в альбомах, особенно в альбоме «Сохранённые фотографии».


    Тревожными сигналами можно считать:

    • картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся популярными); на картинках — слова «одиночество», «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат мо¬гилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки, многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек;
    • подписи к фотографиям, дискредитирующие общечело¬веческие ценности, например: «Я перестал верить в любовь», «Влюблённых много, счастливых мало», «Счастливые люди не курят», «Скажи, как мне быть жизнерадостным?», «Пора завязывать с дерьмом. Я про людей», «Жизнь разносилась как туфля, из потолка растёт петля», «Недосып как стиль жизни», «Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь», «Нас только трое: я, моё одиночество и бухло», «Ничего не радует», «Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь», «Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...», «Любовь — медленный суицид»;
    • изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в господство и подчинение): плети, наручники, люди в соответствующей одежде;
    • изображения китов, оккультных символов (пентаграмм, числа 666 и т. п.), знака со словами «ОНО» и «АД» (этот знак был разработан как символика «суицидального квеста»);
    • изображение часов, показывающих время 4.20;
    • изображения пачек с сигаретами с акцентом на надписи «курение убивает» (часто сопровождаются чётным числом роз);
    • изображения подростков- самоубийц Рины Паленковой, псковских Бонни и Клайда;
    • изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, ге¬матом, проколотых булавками губ.
    Обратите также внимание на тех, кто лайкает фотографии на странице подростка и на разительное несоответствие числа его «друзей» количеству лайков, поставленному множеством других пользователей.


    Что означает используемый в суицидальном квесте хештег #няпока

    В «группах смерти» был раскручен образ совершившей самоубийство Рины Паленковой (настоящее имя Рената Камболина). За день до суицида девочка сфотографировалась на фоне поезда и выложила фото с надписью «ня.пока».


    Что означает используемый в «суицидальном квесте» хештег #тихийдом

    Подростков завлекают идеей существования в интернете «Уровня А» — места, где якобы есть «пик интернета», или «тихий дом». Согласно утверждениям лиц, склоняющих к суицидам, это не сайт, а точка невозврата в реальный мир: попадая в «тихий дом», человек переживает «информационное перерождение» и навеки сливается с Сетью.

    Для того чтобы попасть в «тихий дом», подросток, назначенный «избранным», должен пройти все стадии «игры», выполняя задания, которые даются в личной переписке или в закрытых чатах соответствующих групп и в конце концов со¬вершить самоубийство. Тогда он якобы «освободится», «обретёт настоящую свободу» и получит своё место в «тихом доме».

    Обратите внимание на аватары (фотографии) «друзей», особенно на те, где вместо фото изображён символ либо герой аниме. Организаторы и участники суицидальных пабликов часто берут себе такие имена и фамилии, как Августина, Октябрина, Милена, Мирон, Фридрих, Ада, Рина, Сетх, Рейх, Лис, Кот, Кит, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Холод, Камболина и т. д.

    Просмотрите тех, кто подписан на страницу подростка (по каким-то причинам ребёнок предпочёл не добавлять этих пользователей в «друзья», они остались в «подписчиках»). Нередко число друзей может быть в пределах 20, но число подписчиков превышает сотню, что в совокупности с анализом их аватар и содержания страниц может свидетельствовать о том, что ребёнок «раскручивается» как потенциальный «суицидник».


    Если вы заметили перечисленные тревожные признаки на страницах известных вам друзей или одноклассников ребёнка, постарайтесь сообщить об этом его родителям.

    Рекомендации психолога

    В случае если ребёнок оказался вовлечённым в «группу смерти» или содержание его страницы в интернете вызывает тревогу, запомните несколько важных правил.

    1. Соблюдайте деликатность. Не пытайтесь обвинять ребёнка, выяснять с ним отношения, запрещать, бесцеремонно вторгаться на его страницу и требовать объяснений. Эти действия лишь отдалят его от вас ещё больше, он предпримет дополнительные меры конспирации, либо ваши действия могут ускорить принятие решения уйти из жизни.
    2. Помните, ребёнок напуган. Так называемые кураторы групп смерти запугивают детей, если они отказываются от выполнения заданий или пытаются покинуть группу.
    3. Присмотритесь к поведению ребёнка. Любые его изменения должны вас насторожить. Помните, это только казалось, что дети-суициденты не выглядели подавленными, замкнутыми, у них не было проблем в семье и в школе, а потом они неожиданно уходили из жизни. У всех детей наблюдаются изменения, так называемые признаки суицидального поведения:

    • внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких (грубые слова, протест, игнорирование, порча имущества и т. д.);
    • дети, вовлечённые в «группы смерти», подолгу сидят за компьютером, постоянно «ныряют» в телефон, обеспокоены чем-то, теряют интерес к любимым занятиям, перестают об-щаться с друзьями;
    • будильник установлен на 4.20; возможно, время будет установлено иное, но будильник обязательно прозвонит под утро; на вопросы взрослых о причине раннего пробуждения ребёнок говорит о срочном задании в школе, об общении с другом, живущем далеко, об интересной книге;
    • весь день у ребёнка утомлённый, заспанный вид, под глазами круги, внимание рассе-янное, на вопросы отвечает невпопад, настроение подавленное, наблюдается потеря аппетита;
    • на руках появляются не-глубокие порезы в виде насечек, кита, бабочек, иных форм;
    • дети совершают опрометчивые и безрассудные поступки (например, превышение скорости на мопеде, прыжки с обрыва, ходьба по перилам балкона на высоте, пробегание перед быстро движущейся машиной, исчезновение на длительный период времени — до 24 часов и т. д.);
    • возможно чрезмерное употребление алкоголя или таблеток;
    • посещение врача без очевидной необходимости, частые жалобы на головную боль, боль в животе («медвежья болезнь») без видимых причин;
    • расставание с дорогими вещами или деньгами (раздаривает);
    • приобретение средств для совершения суицида (например, в доме появилась крепкая верёвка; на вопрос зачем, дети находят убедительные ответы, могут прямо сказать: «вешаться»);
    • подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу (завершают все ранее оставленные дела, приводят свои вещи в порядок, стирают всю информацию с компьютера, планшета, телефона и т. д.);
    • пренебрежение внешним видом (перестают следить за собой, особенно хорошо проявляется у чистюль);
    • «туннельное» сознание (не видят и не пытаются найти вариантов решения проблемы, думают только о сложностях);
    • уверения в беспомощности и зависимости от других;
    • прощание («прощайте», «не поминайте лихом», «будьте счастливы»; может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни);
    • разговоры или шутки о желании умереть;
    • сообщение о вовлечённости в «группу смерти», в «игру», о конкретном плане суицида;
    • двойственная оценка значимых событий (например, «это очень плохо, что так хорошо»);
    • медленная, маловыразительная речь;
    • высказывания самообвинения;
    • безнадёжность;
    • переживание горя;
    • признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль, потеря вкуса к жизни, интереса к любимым занятиям и т. д.;
    • вина или ощущение неудачи, поражения;
    • чрезмерные опасения или страхи;
    • чувство собственной малозначимости;
    • рассеянность или растерянность.

    Наличие в поведении ребёнка вышеперечисленных признаков не означает, что подросток обязательно совершит самоубийство. Но они могут стать сигналом для более внимательного отношения к нему.


    Что делать, если опасения подтвердились и вы обнаружили, что ребёнок в «игре»

    • Если «игра» только началась и ребёнок на первом этапе, если у него наблюдается три и более признака суицидального поведения, то необходимо срочно обратиться за консультацией к опытному психологу.
    • Если ребёнок уже прошёл несколько этапов, выполнив задания, то без помощи невролога и психиатра обойтись будет сложно. Обратитесь за консультацией к данным специалистам незамедлительно.
    • Поговорите с ребёнком, постарайтесь успокоить его. Помните, он будет выполнять все задания «куратора» сначала из любопытства и интереса, а потом из страха за вашу жизнь.
    • Сообщите в милицию о том, что ребёнок вовлечён в «группу смерти» и ему угрожают. Для этого необходимо сфотографировать страницу и написать заявление.
    • Договоритесь с ребёнком, что доступа в интернет у него не будет минимум 2 недели. При наличии медицинских показаний не сопротивляйтесь госпитализации.
    • Обязательно обратитесь к опытному психологу для организации дальнейшей длительной психолого-педагогической помощи и сопровождения.

    «Группы смерти» мимикрируют, меняют названия, адреса страниц, сайты, хештеги. Поэтому будьте бдительны, интересуйтесь реальной и виртуальной жизнью детей, любите их безусловной любовью, прощайте, хвалите, содействуйте, поддерживайте, подбадривайте, учитесь слушать и слышать, дружите с ними. Будьте с ними в контакте!


    НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ ПЕДАГОГА
    1. Бычковская, А. М. Брошюра по суицидам [Электронный ресурс] / А. М. Бычковская. — Режим доступа: http://psyolesyatan.ucoz.ru/load/1-1-0-32. — Дата доступа: 13.02.2018.
    2. Группы смерти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trinixy.ru/129788-detskie- samoubiystva-i-tainstvennye-gruppy-smerti-vo-vkontakte-31-foto-tekst.html. — Дата доступа: 13.02.2018.


    КРИСТИНА ПЕТРУТИК,
    учитель иностранного языка средней школы № 157 г. Минска имени Алексея Семёновича Бурдейного


    Рекомендуем ознакомиться с разделами

     

     

     

     

     

     

     

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

    индекс цитирования

    индекс цитирования

    Адрес: Восточная, 40 (корпус 1); Некрасова, 24 (корпус 3)
    Телефон: 242-68-29 (приемная директора)
    Электронная почта гимназии: gymn6@minsk.edu.by
    Регистрационное свидетельство сайта № 1141101625 от 16.06.2011 г. Администрирование сайта: Полевик А. П.