Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Ярлыки и шаблоны

1. Временами ваш ребенок может невольно напомнить вам о ваших собственных наименее любимых чертах.



Негативный отклик: «Она такая неорганизованная. Ее комната – настоящий свинарник. Я едва ли не кнутом заставляю ее наводить порядок. Она ненавидит уборку, но ей ничего не остается, как подчиниться, когда я наседаю».

Или: «Не строй из себя примадонну. Люди терпеть не могут, когда ты ведешь себя так, как будто одна находишься в комнате. Ты должна уважать меня, когда мы выходим на люди».



Позитивный отклик: «У нас с тобой есть творческая жилка, и мы всегда работаем над несколькими проектами одновременно. Поэтому нам не хватает времени на уборку. Да и выбрасывать этот хлам жалко, потому что все еще может пригодиться. Нам надо научиться, терпимее относиться к неряшливости друг друга».



2. Если у ребенка имеются сложности в общении с членами семьи, его поведение будет вызывать много нареканий.



Негативный отклик: «Он очень неуживчивый, совсем как мой брат, который в нашей семье был козлом отпущения». Оба они упрямы и делают только то, что хотят. Я могу говорить ему что-то тысячу раз, но он ни за что не послушает, особенно когда читает или занят компьютером. Они оба раздражают меня, я так от них устала».



Позитивный отклик: «Джаред очень напоминает мне моего младшего брата. Они оба очень эмоционально выражают свои пристрастия. Оба они надолго уходят с головой в то, что им интересно, и совсем не хотят, чтобы их прерывали».

Или: «Джаред, я знаю, это ужасно, когда тебя прерывают на самом интересном месте, но мы должны уходить через десять минут».



3. Попытки взрослых впихнуть детей в прокрустово ложе шаблонов и затем рассортировать их в соответствии с ними рождают в детях либо пассивное приятие ярлыка или прозвища, либо болезненный протест против него. Даже прозвище, данное из добрых побуждений или от гордости за ребенка, может стать причиной сильного комплекса неполноценности и чувства, что он не имеет права на ошибку или не должен «соваться куда не следует».



Негативный отклик: «Майкл у нас – ученый. Мы поняли, что он далеко пойдет, уже когда у него раньше, чем у других, стали резаться зубки. Когда ему исполнилось два года, его дедушка и бабушка стали откладывать деньги на его учебу в университете. Он предпочитает сидеть за книгами, чем появляться на людях. И когда-нибудь он заставит нас гордиться им».



Позитивный отклик: «Майкл, ты столько раз давал нам повод гордиться тобой. Ты уже достаточно времени посвятил урокам. А как насчет того, чтобы отвлечься от учебы и заняться чем-нибудь другим, не имеющим отношения к школе? Ты не хочешь, например, послушать музыку? Или, скажем, помочь дяде Брайну с его общественными работами в приюте? Как ты думаешь?»



4. Если вы ожидаете от ребенка достижений только в одной области, либо знаете об ограниченности его потенциала или недостатках личностных качеств, вы можете побудить его чувствовать свою ограниченность, а этого следует всячески избегать. Также старайтесь не сравнивать членов семьи и уже тем более не ожидайте, что они будут следовать по жизни одним и тем же курсом.



Негативный отклик: «Я всегда хотел иметь общительного ребенка, который прекрасно ладил бы с людьми. И вот нате, получите – мисс Популярность собственной персоной! Она готова сделать все что угодно, лишь бы ей везде быть первой».



Позитивный отклик: «Все дети такие разные! Это было бы слишком просто – навесить ярлыки на каждого, но я никому не позволю сделать этого. Я знаю, что все дети по мере роста находят себе тысячу разных занятий. И очень интересно помогать каждому из них найти его собственный путь».

Разделы сайта