Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Суицидальное поведение подростков

Науменкова Ольга Васильевна
психолог психологической лаборатории
 городского клинического детского неврологического диспансера.

Янки Лучины 6-Городской клинический детский психоневрологический диспансер.ьНа базе работают врачи психоневрологи, психотерапевты, психологи, невролог. Так же на базе функционирует дневной стационар и отделение медицинской реабилитации.

Пациенты могут обращаться как официально (например, с заведением карточки), так и анонимно платно (отдельным документом высылаю цены на услуги, можно их уточнять по тел.328-89-71,328-89-30). Так же нашим специалистами укомплектованы следующие детские поликлиники: №№ 2, 3, Кунцевщина 22 (есть дополнительно дневной стационар), 8, 10, 11, 15, 17, 19 (на базе этой поликлиники дополнительно работает центр раннего вмешательства). В поликлинике работает либо пара-психолог, врач психоневролог, либо хотя бы один из наших специалистов-психолог, психотерапевт, врач-психоневролог. Если по каким-то причинам, в вашей ближайшей детской поликлинике нет психолога, можно обращаться на Я.Лучины 6.

Одним из факторов, повышающих подверженность человека суициду является подростковый возраст. Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. В этот период жизни человеку жить несравнимо труднее, чем взрослому, - ему необходимо за короткий период многому научиться, заявить о себе, завоевать себе место среди сверстников, освоить новые социальные роли. Каждый подросток повышенно раним, и его ранят такие вещи, которые взрослыми даже не замечаются. Поэтому взрослеющий человек куда чаще, чем взрослый, чувствует себя одиноким, беспомощным, никчемным или отверженным. Кроме того, у подростка еще нет ясного понимания всей ценности жизни и конечности смерти. Риск суицида еще более возрастает, если подросток испытывает состояние депрессии, начинает пробовать алкоголь или экспериментировать с психоактивными веществами. По всем этим причинам молодые взрослеющие люди требуют к себе повышенного внимания со стороны родителей, педагогов, врачей.


Базовые и пусковые факторы риска суицида у детей и подростков.

При изучении конкретных примеров детей, которые пытались совершить самоубийство, были выявлены следующие особенности в развитии подростков и особенности их окружения:

• Почти в каждом конкретном примере в течение первых трех лет жизни ребенка были много раз повторяющиеся и неожиданные для него разделения с родителями. Первые три года жизни ребенка это возраст, когда он не способен удержать длительно в памяти образ кого бы то ни было. Они начинают жизнь и не могут себя отделить от родителя. Поэтому потеря родителя воспринимается как собственная смерть. Это совершенно нормально в жизни малышей-младенцев, если они испытывают беспокойство, когда их родители покидают комнату. Потому что это часть процесса отделения и установления физической независимости от родителя. И очевидно, что если в течение этого периода жизни были повторяющиеся и неожиданные для ребенка моменты расставания с родителями, то это оставляет своего рода шрам на психике.
• Все из них чувствуют, что не было реального взаимодействия или нет настоящих эмоциональных связей со своей семьей. Только 10 % обследованных заявили, что они в состоянии тревоги могут говорить со своими родителями.
• Все из обследуемых, по крайней мере, 5 лет думали о самоубийстве перед тем, как они его совершили или попытались совершить. Именно поэтому важно серьезно воспринимать каждое заявление о самоубийстве, даже если он несколько лет подряд делает такие заявления, может случиться так, что в конечном итоге, через 3, 5, 7 лет после этого подросток это совершит.
Более 60% уже пытались совершить самоубийство.
• В 25% семей один из родителей совершал попытку самоубийства.
• Родственник или близкий друг семьи в 44% давал такой пример с/у.
• В 88% таких семей один или даже оба биологических родителя отсутствовали. Они были либо разведены, либо разъехались, либо один из них умер.
• Более 70% родителей таких детей были в браке более одного раза. И подростки чувствовали, что им придется жить с нелюбимыми мачехой или отчимом. И часто отчим или мачеха разделяли это чувство. У подростков обычно очень обостренное восприятие того, что их родители находятся либо в состоянии увлечения кем-либо другим, за ними кто-то ухаживает, либо они повторно выходят замуж.
• Почти 66% подростков были из семей, где кто-то страдал серьезным заболеванием. И обычно такое заболевание начиналось минимум за 2 года до того момента, как ребенок совершал попытку с/у. Часто такое заболевание родственника помещало ребенка в позицию того, кто должен заботиться.
• Примерно 87% подростков жаловалось на физические недомогания, головные боли, боль в животе, вообще могли просто плохо себя чувствовать.



Основные факторы риска (предшествующие стрессовые ситуации)

• Хроническая постоянная нищета семьи
• Недостаток образования матери
• Перинатальные осложнения
• Задержки и отставания в развитии
• Генетические нарушения
• Психическая патология у родителей
• Длительное отсутствие человека, который в начале заботился о ребенке
• Рождение младшего брата или сестры в течение 2-х лет после рождения ребенка
• Серьезные физические или повторяющиеся заболевания
• Заболевания родителей
• Умственная отсталость у родителей
• Умственная отсталость братьев или сестер
• Нарушение общения в семье
• Нет отца
• Нет установившихся правил в семье – чему надо подчиняться, чему нет.
• Потеря работы у родителей или его занятость периодическая
• Изменение места жительства
• Многократные переходы из одной школы в другую
• Развод родителей
• Мачеха или отчим
• Брат или сестра покидают дом надолго или умирают
• Частая смена воспитательных домов
• Беременность у девочек

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков

1. Обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
3. Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
5. Страх позора, насмешек или унижения.
6. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
7. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
8. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
9. Страх наказания, нежелание извиниться.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).


Рекомендации для прессы:

• Исключение фотографий.
• Нельзя фиксироваться на этических проблемах, больше – анализ.
• Нельзя выносить “суицид ” в заглавие и только о суицидах писать.
• Нельзя употреблять термины “неудачная попытка”, “эпидемия с/убийств”.



Итак, поговорим о некоторых предупреждающих знаках риска самоубийства.
Поведенческие признаки:

• Нужно быть очень внимательными, если в истории подростка уже была попытка с/у.
• Если он начал интенсивно пить или использовать наркотики.
• Если у него вдруг очень изменился тип поведения: необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома или прогулы в школе, например.
• Внезапно подросток отказывается общаться с детьми.
• Стал вдруг негативно относиться к своему внешнему виду.
• Если с ним происходит много несчастных случаев, удивительную беззаботность проявляет.
• Если была внезапная потеря, с которой подросток не смог справиться. Это может быть недавняя потеря или какие-то давнишние потери, по поводу которых подросток не прошел нормальную стадию горя и которую подросток не проработал до сих пор.
• Поведение может стать внезапно враждебным, появляются инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.
• Внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, внезапное снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
• Какая-то семейная конфликтная ситуация: разъезд семьи, развод, потеря одного из членов семьи и т.д.

 



Обычно наблюдается 3 стадии, предшествующие самой попытке самоубийства:

1. Серии не столь важных проблем в поведении. Например, угрозы, побеги из дому, и т.д. По мере роста ребенка проблемы обостряются и могут включать даже правонарушения.
2. Растет напряжение в семье. Проблемы усиливаются, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Начало подросткового возраст как бы акцентирует ранние проблемы. Подросток хочет автономии, личной независимости, хочет быть со сверстниками. Но ему так же нужна здоровая семейная структура, чтобы она могла помогать ему в прохождении этой сложной стадии развития. Но его поведение, частые вспышки гнева, отрицательные эмоции очень ограничивают его. Родители наказывают его за поведение. Но наказание как раз и вызывает такое демонстративное поведение, потому что глубинные проблемы не затрагиваются. Подросток чувствует себя все более и более одиноким, изолированным и лишенным союзников.
3. Фаза, которая непосредственно ведет к самоубийству, подразумевает все большую и большую изоляцию подростка от семьи, от друзей. Он хочет вернуться в то время, когда мама заботилась о его жизни. И пытается найти кого-то, кто бы о нем позаботился, приласкал его. И он пытается «прилипнуть» к другому человеку. И это отношение становится очень интенсивным, потому что на этой стадии подросток ищет чего-то, что на самом деле другой человек не может ему дать. И поэтому отношения, как правило, ломаются. И вот прекращение, прерывание этих отношений становится потерей последней соломинки. И если есть идея самоубийства, то велика вероятность, что именно тогда оно и будет совершено.

 



Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Знание этих особенностей дает полезную информацию для работы с суицидальными больными.

• Невыносимая психологическая боль. Именно боль – это то, от чего хочет избавиться суицидальный человек. Немедленная, первая цель – уменьшить эту боль любыми средствами. Даже небольшие изменения в этом плане побуждают людей, помышляющих о с/у к иному выводу и к тому, чтобы жить.
• Разочарование в удовлетворении психологических потребностей. В потребностях безопасности, в возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе. И это должна быть очень индивидуальная помощь.
• Поиск решения проблем не дает доступного ответа, не венчается каким-то ответом, иным, нежели смерть. Других выходов из ситуации подросток не видит. Необходимо помочь подростку увидеть все то разнообразие выбора, которое у него есть (показать «веер решений»).
• Присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью. Часто суицидальный подросток просто хочет отключить сознание, чтобы перестать ощущать болезненность своего существования.
• Возможность варианта для него ограничена. Либо идеальное решение, либо смерть. Ключевое слово: «только». Сознание, что у подростка есть возможность сделать выбор, хоть немного отодвигает их от ощущения беспомощности, дает больше ощущения контроля.
• Конфликт ценностей. Следует обучить подростка правильно устанавливать приоритеты в жизни.
• Полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете. Либо хороший, либо плохой. Ребенок, который хочет быть во всем совершенным, иначе он просто неудачник. Одна из групп риска в отношении с/убийств – одаренные дети, которые считают, что они должны только отлично учиться, только отлично все делать. И когда происходит лишь какая-то маленькая неудача, даже это приводит их к чувству, что они неудачники. Следует обучать их «коллекционировать» свои достижения, подчеркивать в беседе сильные стороны подростков.
• Избегающее поведение. Часто подросток демонстрирует такую модель поведения по отношению к проблеме – не обращается к ней лицом к лицу, не оценивает ее как-то. Вместо этого он избегает проблемы. Он может убегать из школы, из дома, а не стараться каким-то способом разрешать ситуацию.
• Противоречивость. Мы можем одновременно любить и ненавидеть родителя, своего ребенка, супруга. Суицидальный подросток так же противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вступить в ситуацию. Это попытка индивида сделать так, чтобы другие увидели его боль и остановили его от того, чтобы убить себя. Поэтому они оставляют сигналы и ключи.
• Ключи могут быть словесные, несловесные, ситуационные.

Словесные ключи:
 прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть» - прямое сообщение, «Ты меня больше не увидишь. Ты меня долго не увидишь. Я не могу больше выносить эту проблему. Скоро все это закончится» - косвенное».
 шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
 уверения в беспомощности и зависимости от других;
 прощание;
 самообвинения;
 сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:
 раздача своих ценностей, приведение в порядок финансовых вопросов;
 начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке;
 поведение, которое отличается от обычного, например, несоблюдение правил личной гигиены, меняются привычки сна, питания;
 любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких: самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
 частое прослушивание траурной или печальной музыки;
 склонность к неоправданно рискованным поступкам;
 часто, когда человек принимает решение совершить с/у, когда решение уже принято, наступает чувство облегчения и настроение резко улучшается. Человек может производить впечатление полного энергии, он вновь начинает взаимодействовать с людьми. Изменение в поведении носит действительно драматический характер и дает повод заняться этим человеком.

Ситуационные ключи:
Травматические события, которые недавно произошли в жизни человека. Это м.б. недавняя потеря человека или чего-то, что было последней соломинкой. Для подростка очень часто такой последней соломинкой м.б. потеря друга или подруги.

 


Обобщая сказанное, особенности суицидального поведения у детей и подростков:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается как что-то временное, похожее на сон.
2. Отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным поступком, что заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
3. «Несерьезность», мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Это вызывает трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частоту неожиданных для окружающих случаев.
4. Частая взаимосвязь попыток самоубийства у детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
5. В детском и подростковом возрасте суицидальному поведению способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

 


Признаки депрессии у детей и подростков

Как общаться с суицидальными подростками
Нельзя сказать, что суициды по определению связаны с расстройствами настроения, хотя они нередко встречаются у депрессивных пациентов. Важно помнить о следующем. Суицид (или его угроза) – это кризис. Следствие - дезадаптация. В другой момент, в другом состоянии, когда подросток более адаптирован, он примет другое решение.

Когда врач-интернист или педагог имеют дело с подростком, обдумывающим суицидальную попытку, им следует:

• быть приятными в обращении, сохранять понимающую и вежливую позицию;
• дать необходимые объяснения;
• принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
• принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
• говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
• учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
• не впадать в морализаторство;
• иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).

Примеры вопросов:

1. Нужно выяснить, не изменились ли у него привычки сна, еды, не стал ли он спать меньше обычного или, наоборот, больше обычного, рано просыпаться.
2. Какие изменения произошли в последнее время в его жизни? Спросите, пережил ли он недавно какую-то тяжелую потерю: развод родителей, потерю близкого друга, подруги, родителя? Совершал ли в семье кто-то покушение на с/у?
3. Что этот кризис для него означает?
4. Что изменится, если он покончит с собой?
5. Как он раньше разрешал существующие проблемы и почему не получается сейчас?
6. Что бы ему сейчас помогло лучше себя чувствовать?
7. С чего бы он начал, если бы хотел что-то изменить?
8. Кто может его в этом поддержать?
9. Есть ли люди, которым он доверяет и кто это?
10. С чем, по его мнению, связан этот кризис?
11. Нужно спрашивать, не думал ли он о самоубийстве? Сам факт вынесения этого вопроса на обсуждение не заставляет подростка думать о с/у. И, конечно, не заставляет его сделать это. И если на самом деле у подростка были суицидальные мысли, то если он расскажет вам об этом, для него, возможно, в этом будет облегчение.
12. И если он говорит, что он думал об этом, то спросите: «А у тебя и план есть?»
13. Если он говорит «да», спросите, есть ли способы приведение его в исполнение?
14. Затем спросите: «А что тебя останавливает?» Он может сказать: «Религия, мои родители будут в отчаянии», или: «Я очень боюсь этого шага»
15. Нужно спросить напрямую, пытался ли он совершить с/у? И может так случиться, что вы первый человек, которому он это рассказал.
16. Спросите, не было ли у него друзей, одноклассников, которые бы совершали покушение на с/у?

 


Если у подростка был план и он не может сказать, что у него есть что-то, что останавливает его, то он находится в стадии большого риска, и вы не должны отпускать его из кабинета, от себя до тех пор, пока вы его в какое-нибудь безопасное место не поместите (будь то больница или что-нибудь еще). Звоните родителям, потому что здесь конфиденциальность не уместна. И если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть еще в это будут вовлечены другие люди, потому что, чем больше будет вовлечено народу, тем лучше они могут справиться со всеми деталями. И нужно разделить эту огромную ответственность, которая оказывается на ваших плечах в этот момент.

Подростка, находящегося в серьезной депрессии, но не думающего о с/у, просим дать обещание в письменной форме, что он или она ничего вредящего себе не сделают, не позвонив какому-нибудь конкретному человеку. Хорошо бы, что бы это было 2 человека, что бы одного из них можно было бы застать (телефон «доверия» дать). Подростку в действительно серьезной депрессии нельзя позволить покинуть кабинет, не взяв такого обещания.

Иногда подростки постоянно грозят совершить с/у, не делая этого. С этим тоже нужно работать. Об этом нужно обязательно говорить, пройтись по всем вопросам. И такой подросток может сказать: «Я просто пошутил. Я был зол на своих родителей, поэтому так сказал». И с ним просто работают в другом направлении, чтобы он мог выражать свой гнев. Т.е., даже если вы считаете, что это не серьезно, усадите ребенка и обязательно задайте все эти вопросы. И вполне возможно, что ребенок серьезно об этом думал, и вполне возможно, что он когда-нибудь это и сделает. Потому что мы знаем, что подростки импульсивны, их эмоции достигают пиков подобно «американским горкам» - вверх-вниз. И это именно тот возраст, когда уровень с/у очень высок.

Мишенями в работе с суицидальными детьми и подростками могут быть:

• проблемная ситуация (в т.ч. в семье);
• стиль мышления (выученная беспомощность, негативная триада);
• установки, которые разрешают суицидальные попытки;
• поведение саморазрушающее (злоупотребление алкоголем, ПАВ, самоизоляция, пассивность);
• система ценностей;
• важно усилить роль защитных и поддерживающих факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
• обучить адекватным способам снятия напряжения в психотравмирующей ситуации;
• помочь уменьшению эмоциональной зависимости и ригидности;
• формировать системы компенсаторных механизмов, направленных на появление внутренней возможности к отступлению в субъективно не преодолимой ситуации.

Защитные факторы

  • • Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи.
    • Большое внимание со стороны родителей в первый год жизни
    • Хорошо, когда кроме мамы и отца есть другие люди, заботящиеся о ребенке: бабушка, дедушка и т.д.
    • Некоторый заведенный правильный порядок в доме. Если установленные правила периодически не поддерживаются, могут возникнуть проблемы.
    • Доброжелательность к окружающим. Если дети любящие и доброжелательные, то и их хочется любить.
    • Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
    • Наличие близких друзей.
    • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения своих целей.
    • Успех в школе, когда ребенок не очень талантливый, а справляется на своем уровне, что-то делает успешно.
    • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе; стремление советоваться со взрослыми при принятии важных решений.
    • Способность контролировать свои импульсы.
    • Интересы и хобби. Участие в общественной жизни (в спортивных соревнованиях, клубах, обществах и т.д.)
    • Желание улучшить себя, открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания, открытость к мнению и опыту других людей

 



Телефон доверия - 
"Экстренная психологическая помощь для детей, подростков и родителей-246-03-03"
;
 анонимно, работает круглосуточно. Могут обращаться дети до 18 лет включительно и родители детей (а так же все заинтересованные в ребенке люди-родственники, педагоги и т.д.).Телефон оказывает информационную и консультативную помощь.


Разделы сайта