Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Действенность речи

Психологические приёмы повышения действенности речи в педагогической деятельности

Слушать - это эксплуатировать свой орган слуха, слышать же — это эксплуатировать свой мозг, концентрируя внимание на словах преподавателя.

В психолого-педагогической литературе указывается ряд личностных качеств , способствующих эффективному общению. Среди них можно назвать следующие: ·


фасцинация (основа обаяния); ·
прямой и лучистый взгляд, голос, богатый · в тембровом отношении;
импровизационный ум; ·
эмпатия (способность поставить себя на · место другого);
доброжелательность; ·
аутентичность (умение быть собой); ·
инициативность в общении; ·
непосредственность; ·
стремление к самопознанию.

Правила успешного общения

Правило первое:
хотите быть успешным в общение - присоединяйтесь к собеседнику.

Например, вы беседуете с родителями вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: "Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят'", - и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.



Правило второе:
нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат.

Существует такая статистика: большинство учителей по принципу восприятия информации - визуалы, большинство руководителей - аудиалы, в то время как дети до 11-12 лет кинестетики. Учительница, придя на урок в старшие классы, говорит всем: "Посмотрите на страницу .... в таблице есть вся необходимая для работы информация ". Как вы думайте, кто из ребят может воспользоваться этой информацией? Поэтому дорогой учитель, если ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести "посмотрите, послушайте, почувствуйте". И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.



Третье правило:
в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему.

Почему на уроках одного учителя учащиеся с интересом работают, постоянно заняты делом, а у другого тот же самый класс ведет себя с точностью до наоборот? Просто первый, осознанно или нет, присоединился к интересам учащихся, пошел от них при организации работы, а второй пошел от себя и своих интересов.



При прочих равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).




Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий:



Первое условие - непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему.

Действительно, он выполняет педагогическое указание с желанием, если оно соответствует его внутренним убеждениям, что это делать необходимо. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам, позициям учащегося по данному вопросу.



Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося.

Они с большим желанием выполняют ту работу, результаты которой удовлетворяют какие-либо их интересы, потребности. Отсюда практические рекомендации: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Конечно, данные рекомендации это не панацея, но они увеличивают шанс, вероятность успеха. Если их игнорировать - вероятность успеха будет ниже, если использовать — шансы на успех возрастут.



Третье условие принятия педагогического указания связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимся.



С помощью этих условий невозможно кого-либо в чем-либо убедить, что-либо доказать, что-либо сделать. Можно только одно — приблизить учащегося к себе, расположить, завоевать доверие, личную симпатию. Когда же возникает состояние достижения расположенности, учащийся легче принимает ту или иную позицию преподавателя со всеми вытекающими от этого благоприятными для дела последствиями.

Подготовила Нарыжная А. Л.

Разделы сайта