Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Инновационный проект «Перевернутый урок»

Инновационный проект «Внедрение модели «Перевернутый урок» как механизма повышения качества образования учащихся учреждений общего среднего образования» 2016-2019 гг.

В государственном учреждении образования «Гимназия № 6 г. Минска» с 01.09.2016 организована инновационная деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение модели «Перевернутый урок» как механизма повышения качества образования учащихся учреждений общего среднего образования».

Инновационная группа:


Внедрение модели «Перевернутый урок» как механизма повышения качества образования учащихся учреждений общего среднего образования 2016-2019 гг.

Повышение качества образования и его практическая направленность являются одной из актуальных проблем современной системы общего среднего образования. Её решение напрямую связано с оптимизацией способов полноценного усвоения учащимися содержания образования, развития на его основе высоких интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

При традиционном подходе в обучении, который не всегда способствует повышению качества образования, имеют место следующие факторы:

  • пассивность учащихся, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной деятельности, механическое переписывание и запоминание учебного материала;
  • ведущая, руководящая позиция в учебной ситуации учителя, который выступает в роли основного источника знаний и информации и контролирует знания учащихся.

Существующие проблемы в массовой образовательной практике, препятствующие достижению высокого уровня качества образования, вскрывают наличие противоречий между:

  • большими потенциальными возможностями информационно-коммуникационных технологий в системе образования и недостаточной эффективностью их использования в современной школе;
  • потребностью общества в эффективных методах обучения на основе интеграции очного обучения и его дистанционных форм и отсутствием такого опыта в массовой педагогической практике;
  • важностью учебной активности учащихся для достижения ими высоких образовательных результатов и их пассивностью при традиционных вариантах организации образовательного процесса;
  • необходимостью реализации индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения учащихся и ограниченными возможностями учителя для их реализации в виду нехватки учебного времени;
  • актуальностью образовательной проблемы адаптации человека к жизни в условиях новой информационной среды и ограниченными возможностями её решения при традиционном обучении.

Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели перевернутого обучения (перевернутого урока, перевернутого класса), в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, с передачи учащимся готовой информации на процесс её добывания учащимися. 


    

Перевернутое обучение (flipped learning) – одна из форм смешанного обучения, при которой в качестве домашнего задания учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал, а все учебное время в сопровождении учителя используется для отработки полученных знаний, совместного выполнения практических заданий.

Такая модель учебного занятия предполагает создание оптимальных условий для познавательной активности учащихся, организацию их такой продуктивной деятельности в рамках изучаемой темы, при которой они становятся не пассивными потребителями готовой информации, а ее добытчиками и переработчиками. Как следствие, перевернутое обучение способствует:

  • повышению учебной активности учащихся, их мотивации к обучению и увлеченности учебной деятельностью на занятиях;
  • реализации возможности дифференцированного подхода в обучении, работы в индивидуальном комфортном темпе;
  • повышению самостоятельности учащихся, их ответственности за обучение;
  • усилению акцента на практическую продуктивную и творческую деятельность;
  • использованию разнообразных источников получения информации;
  • реформированию навыков групповой, командной работы;
  • положительному изменению позиции учителя в образовательном процессе: учащиеся испытывают потребность в учителе – консультанте, тренере, партнере;
  • предоставлению дополнительных возможностей включения в учебный процесс третьих лиц – законных представителей учащихся, наставников.

Цель инновационного проекта: повышение качества образования учащихся гимназии на основе реализации модели «Перевернутый урок», направленной на формирование ключевых компетенций, раскрытие личностных потенциальных возможностей и удовлетворение образовательных запросов учащихся.

Задачи проекта

1. Обеспечить оптимизацию процесса обучения, направленного на формирование субъекта учебной деятельности, готового к саморазвитию.

2. Разработать конкретные механизмы внедрения модели «Перевернутый урок» в практику работы учителя, включенного в инновационный проект; определить критерии и показатели ее успешности через систему собеседований, диагностических процедур, групповых и коллективных практикумов.

3. Обеспечить принятие модели родительской общественностью. 

4. Разработать систему мониторинга для определения сформированности ключевых компетенций всех субъектов образовательного процесса.

5. Осуществить подбор Интернет-ресурсов по учебным предметам; создать собственные электронные средства обучения, необходимую информационную базу.

6. Осуществить отбор эффективных форм, методов и технологий обучения для повышения качества и результативности учебного занятия посредством внедрения модели «Перевернутый урок».

7. Обеспечить повышение уровня учебных достижений учащихся по учебным предметам, определенным инновационным проектом, за счет дальнейшего развития ресурсов учебного занятия – «Перевернутого урока», развития у обучающихся мотивов к учебной деятельности, обеспечения их всеми видами поддержки.

8. Создать условия для дальнейшего развития профессиональных компетентностей педагогов (информационной, технологической, исследовательской, аналитической, консалтинговой) и выхода на новый качественный уровень педагогического мастерства за счёт оперативного овладения инновационным педагогическим опытом по проектированию «перевернутого» урока и внедрению модели «Перевернутый урок» в образовательную практику.

9. Обобщить сформировавшийся опыт инновационной деятельности и распространить его в рамках всей гимназии.

 

Ведущая идея проекта – предоставление учащимся возможностей для серьезной самообразовательной деятельности, а учителю – возможностей для индивидуализации и дифференциации обучения.

Внедрение данной модели помогает индивидуализировать обучение. Поскольку каждому учащемуся необходимо свое количество времени для усвоения материала и его осмысления, учащийся получает возможность работать в своем индивидуальном режиме. Смартфоны и планшеты становятся пригодными не только для нескучного проведения свободного времени, но и для обучения. В случае отсутствия доступа к Интернету дома, обеспечивается возможность работы с материалами в учреждении образования.

 

Новизна проекта состоит в том, что он предполагает применение иной, чем в традиционной практике, модели организации совместной деятельности учителя и обучаемых, смещение центра тяжести на управляемую самостоятельную деятельность учащихся; предусматривает «встраивание» в образовательный процесс учреждения специфической модели «Перевернутый урок»: от изучения нового материала в классе – к его изучению дома; формирование у учащихся навыков для взрослой жизни, связанных с осмыслением информации, ее переработкой,  преобразованием и практическим использованием.

Новизна состоит и в создании педагогами в Интернете собственной страницы (блога), на которой размещаются необходимые материалы к учебным занятиям (видео, презентации, вопросы либо тест на освоение учебного материала, комментарии по тексту выполненных работ); установлении отношений диалога и сотрудничества учителя и учащихся в процессе изучения нового материала средствами консультирования в сети.

Изменение позиции учителя и учащегося (учащиеся осознают, что они сами теперь становятся ответственными за свое обучение) – новый шаг в образовании.

Новизна состоит и в том, что в системе образования Республики Беларусь – это новая практика; проект по данной теме в нашей стране еще не реализовывался. 


     

Разделы сайта