Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Стратегия и тактика

Вступительные экзамены: стратегия и тактика подготовки и сдачи

Подготовка к экзамену

Подготовка к поступлению должна начаться с визита в приемную комиссию и получения информации о форме экзамена и его программе. Без последней не обойтись: вопросы билетов и задания тестов составляются в строгом соответствии с программой вступительного экзамена.

Самостоятельная подготовка

Наиболее распространенным видом подготовки к вступительным экзаменам является самостоятельное изучение программного материала. Для эффективной самоподготовки важно иметь полные и соответствующие программе пособия.

Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы.
Подготовка должна заключаться не в простом прочтении пособий или учебников, а в составлении готовых текстов устных ответов на каждый вопрос билета или программы. На экзамене Ваше монологическое высказывание по любому вопросу вряд ли будет превышать 7-8 минут. На это время и нужно ориентироваться при отборе содержания и объема необходимого материала.

Подготовку по каждому вопросу следует начать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы или параграфа пособия, учебника. По справочной литературе уточнить определения терминов. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркнуть отдельные мысли и фрагменты, различными значками выделить самое главное. Если какой-либо вопрос освещен в пособии недостаточно или запутанно, то следует обратиться к другим источникам информации.

После такого глубокого знакомства с темой лучше всего набросать простой план будущего ответа. В соответствии с ним необходимо переходить к следующему этапу - составлению конспекта прочитанного. Это может быть и полный письменный аналог устного ответа, и предельно сжатый тезисный план. В любом случае Ваши записи должны представлять собой последовательное развитие мысли, а не хаотическое нагромождение выписок. По такому конспекту можно быстро восстановить содержание ответа накануне экзамена. К тому же письменное оформление конспекта ответа оттачивает логику его построения, отдельные формулировки, приучает к четкости мысли, высвечивает пробелы. Да и запоминается материал гораздо лучше.

Студенты обычно оформляют конспект изученного материала в виде шпаргалки - листка бумаги, на котором лаконично и сжато, но четко и разборчиво записано самое главное. В принципе, шпаргалкой можно тайно от преподавателя воспользоваться, но студенты крайне редко прибегают к этому - слишком уж велик риск. Опытный преподаватель всегда заметит такого студента, и экзамен для него закончится неудачей. Отметим, что если у студентов есть возможность пересдать экзамен, у абитуриентов такая возможность представится только в следующем году, поэтому мы настоятельно рекомендуем не пользоваться шпаргалкой, а только составлять ее. Наличие краткого конспекта является хорошим психологическим фактором перед экзаменом. Шпаргалка успокаивает и придает уверенность.

При подготовке к экзамену и составлении конспекта необходимо учитывать Ваши индивидуальные особенности и тип памяти:
• если у вас зрительный тип памяти, тогда следует уделить особое внимание внешней форме вашего краткого конспекта - недопустим небрежный, неразборчивый, мелкий почерк. Конечно, аккуратный конспект потребует несколько большего времени, но в итоге время на заучивание сократится, и вы эффективнее подготовитесь к экзамену;
• если у вас слуховой тип памяти, следует проговаривать наиболее важную часть материала, возможно даже использовать магнитофон для подготовки;
• если же преобладающим у вас является моторный тип памяти, то конспект нужно переписать несколько раз, причем каждый раз надо вычеркивать то, что вы уже выучили достаточно хорошо, оставляя для переписывания только самое необходимое для запоминания.

Кстати, у большинства людей все типы памяти достаточно хорошо развиты (но, как правило, один или два несколько преобладают), поэтому не следует пренебрегать всеми этими несложными правилами запоминания.
Еще один совет - не надейтесь на конспект товарища, даже если он у него очень хороший и вам такой никогда не сделать. Собственный конспект оказывается всегда гораздо полезнее.

Основное отличие вступительного устного экзамена от школьного состоит в том, что в большинстве школ (но, конечно, не во всех) во время экзамена учителя выясняют, что же знает экзаменуемый. Если хотя бы что-то знает, ставят "удовлетворительно", если ученик, кроме этого знает еще что-то, оценку повышают до "хорошо" и так далее.

На вступительных экзаменах (но, опять-таки, не во всех учебных заведениях) преподаватели на экзамене выясняют то, чего не знает абитуриент. Если он чего-то не знает, оценку снижают до «девятки», обнаруживается еще какой-нибудь пробел, оценка еще понижается и так далее. Чтобы получить "3" на вступительном экзамене, необходимо полное незнание нескольких разделов курса. Экзаменаторы при затруднениях в ответе обычно все-таки помогают экзаменующемуся вспомнить нужную тему, частично указывают путь к правильному решению и только после того, как обнаруживается, что подсказки помогают плохо, со спокойной совестью выставляют неудовлетворительную оценку. Если вам нужна хотя бы четвёрка, не рассчитывайте на благосклонность экзаменатора: выучите основные определения и формулировки, разберитесь в сущности основных явлений и смысле основных понятий. На это не потребуется много времени.

Если же вам необходима более высокая оценка, тогда потребуется регулярная самостоятельная работа в течение достаточно длительного времени - школьный курс предмета невозможно хорошо изучить за неделю (и тем более за день). Пробелы в знаниях на устном экзамене гораздо опаснее, чем на письменном. Обнаружив, что вы ошибаетесь или неверно отвечаете на вопрос, экзаменатор начинает выяснять, насколько глубок ваш пробел. Опытный экзаменатор может обнаружить и другие недостаточно хорошо вами изученные разделы предмета.

Обычно в конце параграфа учебника или учебного пособия есть несколько контрольных вопросов, постарайтесь на них ответить. Если у вас есть время, отвечайте не сразу, а после того, как вы прочитали и законспектировали соответствующий материал. Если вопросы кажутся вам понятными, - усвоение материала идет хорошо.
Основная цель подготовки к экзамену - не только механическое заучивание материала, но и достижение понимания основных законов и понятий изучаемого предмета. Но все же довольно много вещей придется просто выучить. Если к тому же до экзамена остается не слишком много времени, ничего другого не остается, кроме вызубривания.
Как правильно распределить время
Если ваш друг (или подруга) готовятся к такому же устному вступительному экзамену, что и вы, тогда эффективно использовать следующий прием - часть устного материала разбираете вы и затем рассказываете то, что изучили, другу, который изучал другую часть экзаменационного материала. Затем рассказывает свою часть вопросов друг. Таким образом, достигается несколько целей: экономится время, вы репетируете сдачу экзамена (настоящий экзамен будет уже вам привычнее) и самое важное - чтобы четко и ясно изложить любой материал (в данном случае другу), надо действительно в нем разобраться, а не просто вызубрить. Друг вам подскажет, что вы объясняете непонятно. Так вы обнаружите те вопросы, которые вами недостаточно проработаны.
Другие формы общения с друзьями и подружками в предэкзаменационный период советуем вам сократить до минимума, а еще лучше - отложить на время после экзаменов. Мы уверены, что если вам хватит умения удачно сдать экзамены и поступить, вы еще более успешно восполните этот необходимый предэкзаменационный недостаток общения с друзьями. Также до экзамена рекомендуем предельно ограничить просмотр теле-, видео- и кинопрограмм и отказаться от различных компьютерных игрушек, если это, конечно, не игровые обучающие программы по разделам школьного предмета.

Единственное исключение здесь - ни в коем случае нельзя отказываться от занятий активными видами спорта (если только вы по полдня не проводите в спортзале). Регулярные занятия спортом помогут вам лучше всего отдохнуть от умственного труда и уменьшат напряжение. Естественно, что если вы до периода подготовки к экзаменам активно спортом не занимались, то лучше в предэкзаменационный период и не начинать. В качестве отдыха просто больше гуляйте на свежем воздухе.

Непосредственно перед экзаменом, даже если вы что-то не успели выучить, не следует не спать всю ночь, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Так вы рискуете "потерять форму" и, появившись на экзамене с тяжелой головой, запутаться в темах, которые вы хорошо усвоили. Лучше перед экзаменом как следует выспаться. Часто оказывается, что свежая голова во время разговора с экзаменатором гораздо полезнее, чем сомнительные знания, полученные зубрежкой бессонной ночью.
Как вести себя на экзамене
Одежда и прическа абитуриента в день экзамена не должны быть экстравагантными. Выглядеть Вы должны подчеркнуто скромно и официально, ничем не выделяясь из толпы. Обратить внимание на себя нужно не внешним видом, а подчеркнуто корректным поведением и, главное, содержанием своего ответа. Преподаватели - люди в большинстве своем чрезвычайно консервативные, и вряд ли одобрят революционные изменения в имидже.

Нелишне будет напомнить о недопустимости наушников, плейеров, пейджеров, радиотелефонов и прочих технических достижений современной цивилизации.

Постарайтесь получить наиболее полную информацию о том, как проводится экзамен в выбранном вами ПТУЗе. Эту информацию можно получить, познакомившись со студентами, которые уже обучаются в данном ПТУЗе, или у абитуриентов, пытавшихся поступить. Такое общение может оказаться очень полезным, но, как правило, их мнения достаточно субъективны. Поэтому, видимо, более полезной (но, с другой стороны, и более формальной) оказывается официальная информация экзаменационной комиссии ПТУЗа, которая обычно сообщается во время консультации перед экзаменом. На консультациях можно выяснить и многие вопросы, кажущиеся людям бывалым пустяковыми, но вызывающие сомнение для впервые участвующих в экзамене: как оформлять ответ и тому подобное.

На консультации представьте, что вы уже на экзамене, и постарайтесь выяснить все формальности, чтобы во время настоящего экзамена не отвлекать себя и экзаменаторов по пустякам.
Однозначного ответа на вопрос, когда идти на экзамен - первым или последним, нет. Все здесь зависит от таких субъективных обстоятельств как Ваша уверенность в себе и своих знаниях, способность выдержать нервное напряжение ожидания, настроение и утомляемость преподавателей.

Но лучше всего не пытаться получить билет первым и последним. С утра экзаменаторы еще довольно бодры, внимательны, не жалеют времени на пристрастный допрос абитуриентов. Да и сравнивают их ответы (при выставлении оценки) не с предшествующими, а с идеальными критериями. К концу же дня, наоборот, накапливается усталость, раздражительность. Преподаватели стараются прервать многословие экзаменующихся, задав сложные вопросы "в лоб". Конечно, для хорошо подготовленных абитуриентов шансы получить отличную отметку сразу после быстрого ответа на подобные вопросы резко возрастают. Но средне и слабо подготовленные рискуют на этом закончить вступительные экзамены.

Наиболее привлекательной поэтому выглядит середина экзамена, желательно после умиротворяющего обеденного перерыва у экзаменаторов. Они уже задумываются над необходимостью ускорить процедуру опроса, но еще не готовы прибегнуть к крайним мерам. Очень выгодно отвечать после слабого абитуриента, в сравнении с которым Ваш, пусть и небезупречный, монолог покажется очевидным успехом.

Ваш ответ на устном экзамене

Попросив разрешения войти и передав документы преподавателям, нужно быстро и без колебаний взять один из билетов, назвать негромко, но четко его номер, получить лист ответа и сесть на указанное место. Комментировать содержание билета радостными возгласами или скорбными репликами, а также демонстрировать соответствующие чувства выражением лица не следует.

Вначале нужно хорошо вникнуть в содержание поставленных в билете вопросов. Во время, отведённое на подготовку к ответу, обязательно оформляйте его подробный конспект. Это не только способствует систематизации знаний и более чёткому оформлению мыслей, но может помочь при ответе, если какой-то факт вылетит из головы. Помните: доказательством Вашей правоты на заседании апелляционной комиссии будут служить только записи в листе устного ответа, а не устные заверения. К тому же структурно правильно оформленный конспект производит хорошее впечатление на преподавателей.

Готовя конспект, не стремитесь записать свой будущий ответ слово в слово. Отшлифуйте и зафиксируйте первую фразу своего ответа. Она должна быть содержательно и стилистически безупречна. В конспекте уместны также схемы и таблицы. Оформленный в таком виде конспект предпочтительнее сплошного, "слепого" текста. Последний может навести преподавателей на нежелательные для Вас мысли: либо Вам все же удалось дословно списать ответ со шпаргалки, либо Вы без особого понимания заучили его текст наизусть и в таком виде воспроизвели в конспекте.

Кстати, о шпаргалках. Использование подобного страховочного средства на экзамене чревато многочисленными опасностями. И дело не только в угрозе разоблачения: даже удачная попытка использования "шпоры" редко венчается отличной оценкой. Вместо подготовки к ответу Ваша энергия уходит на извлечение шпаргалки из тайника, осторожное переписывание текста в лист устного ответа и т. п. Все это сопровождается огромным нервным напряжением, память же вовсе не подключается. При воспроизведении текста вполне возможны описки и ошибки, которые Вы вряд ли допустили бы в случае самостоятельной подготовки. Поэтому даже если Вы и создали шпаргалки, то брать их с собой на экзамен не следует.

В ряде ПТУЗов абитуриентам разрешают пользоваться при подготовке к ответу программами вступительных экзаменов. Это тоже большое подспорье: с помощью программы легче не только структурно организовать свое устное выступление, но и вспомнить ряд забывшихся фактов и т. п.

Сев, по приглашению экзаменаторов, к преподавательскому столу, ровным, негромким, но четким голосом начинайте отвечать. Часто случается, что абитуриенты, хорошо знающие второй вопрос билета, просят разрешения именно с него и начать. Формальных препятствий для этого нет, и преподаватели Вам это, безусловно, позволят. Но волей-неволей в их сознании возникнет мысль о том, что Вы пытаетесь обмануть экзаменаторов, так как первый вопрос подготовлен некачественно. К тому же такая тактика ошибочна и с психологической точки зрения: к моменту завершения ответа неточности и ошибки, допущенные абитуриентом при изложении первого вопроса, забываются. Выставление оценки в гораздо большей степени зависит от успешного освещения последнего вопроса, именно он остается в памяти.

Вести себя в аудитории следует корректно, вежливо, но без подобострастия и растерянности. Излишняя уверенность в себе, отсутствие некоторого трепета квалифицируются как наглость. Столь же нежелателен и чрезмерный испуг, страх в глазах и робость в движениях, что рождает у экзаменаторов сомнения в полноценности Вашей подготовки к экзаменам. Помните, что преподаватели устают на экзамене и при уверенном ответе есть вероятность, что какие-то ваши мелкие неточности или незначительные ошибки не будут замечены. Бодрый тон и вид абитуриента при ответе - еще одно свидетельство хорошей подготовки, часто компенсирующее недостаток знаний. Уверенно сообщаемые ошибочные факты и обобщения имеют определенный шанс пройти незамеченными: во время бойких ответов экзаменаторы чаще отвлекаются на свои мысли. Энергия и динамизм отвечающего усыпляют бдительность спрашивающего. Напротив, неуверенный и сбивчивый ответ, даже если он и совершенно правильный, иногда побуждает преподавателя задавать дополнительные вопросы, выяснять, насколько глубоко вы разобрались в теме. Ни в коем случае нельзя молчать или допускать нотки сомнения в голосе во время ответа! При подготовке все сомнительные места лучше вовсе исключить из ответа. Вполне возможно, что это пройдет незамеченным.
На экзамене ваша основная цель - убедить преподавателя, что ПТУЗ просто нуждается в таких людях, как вы. Вам надо помочь преподавателю удостовериться, что излагаемую тему вы знаете, и перейти к следующему вопросу или завершить экзамен.

Не торопитесь идти отвечать. Записав развернутый план ответа, еще раз все проверьте.
Не спешите отвечать на заданный вопрос во время разговора с экзаменатором. У вас есть время немного подумать и собраться с мыслями перед ответом.

Начинать ответ нужно с нескольких вводных фраз, определяющих главные особенности того или иного периода, устанавливающих взаимосвязь освещаемой проблемы с другими вопросами курса. Но злоупотреблять общими словами не следует, не нужно также начинать и слишком издалека. В противном случае можно получить раздражительное предложение экзаменатора перейти к фактам или придерживаться темы вопроса. Репутация демагога дополнительные баллы вряд ли принесет.

Рассказывайте, по возможности, стандартно и просто, без экспериментов в изложении в надежде поразить преподавателя своей оригинальностью, иначе преподаватель может поразить вас оригинальностью выставленной оценки.

Ответ старайтесь излагать полно, но достаточно кратко. Преподаватель, как правило, стремится как можно быстрее выяснить уровень вашей компетентности, и длинный ответ принудит его прервать вас, что может закончиться не очень хорошо. Это может сбить вас с мысли, инициатива перейдет к преподавателю. Но и краткость ответа не должна быть чрезмерной - вы не на допросе.

При ответе экзаменаторам Вы можете пользоваться сделанными в листе устного ответа записями. Но злоупотреблять этим не стоит. Особенно неблагоприятное впечатление производит простое монотонное (да и с выражением тоже) зачитывание конспекта: в преподавательское сознание вновь прокрадывается мысль о возможных шпаргалках или, что еще хуже, о Вашей ограниченности и неспособности самостоятельно мыслить.

Сделанные записи помогают придерживаться избранной логики ответа, восстановить в памяти забытые факты.
Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Утомительные повторения одного и того же, возвращение к уже сказанному, потеря мысли чрезвычайно раздражают экзаменаторов и рождают вопрос: "Чем же Вы занимались во время подготовки к ответу?" Избегайте ложного пафоса, риторических вопросов, восклицаний. Вредна и излишняя эмоциональность. Откликаться улыбкой (но не смехом) на юмор преподавателя нужно обязательно, но острить самому не надо. Стремитесь избегать оценочных и категорических суждений. Ваша уверенность может не разделяться экзаменатором, имеющим собственную, отличную от Вашей, точку зрения. Снизить оценку только за одно это несоответствие он не может, но попросить аргументировать Вашу позицию вправе. И она, вероятно, не покажется ему убедительной. Поэтому, высказываясь по дискуссионным проблемам, постарайтесь укрыться за мнением "ряда ученых" (фамилии называть совершенно не обязательно) или представить свой вариант объяснения событий как "одну из версий, теорий, концепций". Ничего криминального нет и в ссылке на публицистические статьи, касающиеся темы Вашего вопроса. Но излагать их содержание, обобщать выводы автора следует нейтральным тоном, не пытаясь представить его как истину в последней инстанции.
Если вы все-таки допустили в ответе неточность или ошибку, не пытайтесь оправдываться, это не поможет. Инициатива должна быть, по возможности, в ваших руках, поэтому проанализируйте свою ошибку, постарайтесь показать преподавателю с помощью каких-то других примеров, что эта ошибка случайна или, по крайней мере, в дальнейшем вы такой оплошности не допустите.
В подобных случаях, совсем не поможет ни апломб ("Я все знаю, а эта ошибка - случайность"), ни вид, вызывающий жалость. Большинство экзаменаторов давно к этому привыкли, ни плач, ни хамство на них не действуют. В любом случае старайтесь соблюдать спокойствие. В такой ситуации только ясность и четкость вашего мышления поможет максимально сгладить негативный эффект ошибки. Если вы не знаете, как отвечать на вопрос, не волнуйтесь и попытайтесь собраться с мыслями. Вспомните все, относящееся к данной теме. Не говорите прямо, что вы не знаете ответа, - может быть, как раз в этом вы ошибаетесь. Начните ответ с того, что вы знаете, что, возможно, наиболее близко к теме вопроса. Экзаменатор может вам невольно немного помочь, задавая наводящие и конкретизирующие вопросы, это сдвинет дело с мертвой точки. В таких случаях необходимо быть предельно внимательным, чтобы максимально четко уловить смысл слов преподавателя.
При благоприятном стечении обстоятельств Ваш ответ на каждый из вопросов билета вряд ли превысит 5-7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько удачным, что не последует и дополнительных вопросов. Правда, в желании их задать экзаменаторы себе редко отказывают: в способности спросить что-то сверх прозвучавшего сообщения многим из них видится доказательство собственной профессиональной пригодности и превосходства.
Дополнительных вопросов опасаться не следует: они также должны не выходить за рамки программы и обязательно быть по теме билета. Кроме того, помните: задавать вопросы всегда сложнее, чем давать на них ответы (так как это требует от преподавателя точного знания пределов программного материала, сосредоточенного внимания во время ответа абитуриента, наличия избытка времени). Поэтому ничего необычного Вам услышать не доведется. Дополнительные вопросы вызваны, как правило, грубыми ошибками в Вашем ответе или его существенной неполнотой. Иногда их задают с целью уточнить оценку (в случае колебания). Выход дополнительных вопросов за рамки программного материала или явное их несоответствие экзаменационному билету, превращающееся в беседу по всему курсу, - основание для апелляции. Но возражать против подобных нарушений следует лишь в случае отсутствия ответа на такие вопросы, да и то в крайне корректной и осторожной форме. В этом случае нужно идти до конца и просить записать формулировки вопросов на обратной стороне листа устного ответа, чтобы в случае апелляции можно было сослаться на несправедливость экзаменаторов.
Если вы чувствуете, что экзаменатор собирается поставить оценку ниже той, на которую вы рассчитываете, попросите задать вам еще вопрос. Это может и не сработать, но все же упускать свой шанс не следует.
Письменный экзамен
Все приведённые выше рекомендации касаются в основном устного экзамена. Письменный экзамен (или тест) более формален, но и более объективен. Здесь отношение к вам экзаменаторов никак не скажется на отметке экзаменационной работы, если, конечно, вы не воспользуетесь шпаргалкой или каким-либо другим подобным образом не нарушите порядок экзамена.

Мы дадим Вам советы, как вести себя на письменном экзамене по таким предметам, как физика, математика, то есть, естественным наукам.

Начните решать с самых легких, по вашему мнению, задач. Как правило, порядок оформления решений несущественен. В большинстве случаев кроме ответа задачи требуется и решение. Старайтесь его оформлять как можно четче. Неразборчивый почерк или небрежное оформление формально не приведут к снижению отметки, если решение правильное. На практике часто оказывается не так. Преподаватели могут при проверке пропустить правильное решение, и на апелляции вам потребуется много усилий для "восстановления справедливости". Если же вы допустили ошибку в решении, хаотичное и небрежное оформление задачи хорошо замаскируют эту ошибку. В лучшем случае вы потеряете много времени на отыскание ошибки, в худшем - не заметите ее.
Не бойтесь длинных и непонятных с первого прочтения формулировок заданий. Часто, при более внимательном прочтении, длинные задачи оказываются довольно простыми.
Если во время подготовки к экзамену сомнительные методики (типа подгонки решения под ответ, угадывания ответа) бесполезны, то во время экзамена можно ими воспользоваться, когда все другие стандартные способы не привели к верному решению.
Не зацикливайтесь на одной задаче, если она не получается. Попробуйте решить другую. Возможно, успех в решении какой-то более легкой задачи придаст вам уверенности, и вы сможете справиться с трудной задачей.
Причин, почему абитуриенты не справляются с различными задачами, довольно много. Но, наверно, самая распространенная причина - отсутствие воли к победе: "Я решил уже три задачи, наверняка это уже достаточно для тройки" или "Я уже решил несколько задач и более ничего сделать не в силах". Поскольку неизвестно, сколько задач вы решили верно, старайтесь решить их как можно больше.
Не все ошибки равноценны. Если ошибка допущена в арифметических вычислениях, она может незначительно снизить оценку экзаменационной работы. Если эта ошибка допущена в конце решения, то в некоторых ПТУЗах, в которых требуются серьезные знания предмета, она может вовсе не повлиять на отметку.
Гораздо более серьезной ошибкой считается использование неверно выученной формулы. Если логика решения от этого серьезно не пострадала, то такое решение еще может быть учтено при оценивании вашей работы. Однако если эта неверная формула относится к основам, скажем, физики (например, к механике) или связана со специализацией выбранного вами ПТУЗа, тогда такая ошибка может быть квалифицирована как очень грубая.
Очень грубой ошибкой также считается использование одной формулы там, где должна быть использована другая. Это уже ошибка в логике или непонимание сути задачи. В этом случае не следует надеяться, что такое решение хоть как-то повысит вашу отметку.

Иногда вы можете получить правильный ответ, если допустите, например, две ошибки, которые компенсируют друг друга. Вряд ли такое решение сочтут верным.

Поэтому, постарайтесь покритичнее отнестись к вашим решениям, чтобы суметь определить, какие из них неправильны, и вовремя определить ошибку.

Апелляция

Если вы не согласны с мнением преподавателя и считаете, что не вы, а он ошибается или относится к вам предубежденно, излишне придирается к вам, стремится вас "засыпать", "утопить" и прочее, - существует возможность апелляции. На этот случай записывайте основные положения ответа на экзаменационных листах бумаги. Правила подачи апелляций стереотипны во всех учебных заведениях и изложены в нормативных документах, доступных для абитуриента. Останавливаться на них здесь нет необходимости. Помните только, что аргументом для просьбы пересмотреть оценку на устном экзамене является только лист устного ответа.

В подавляющем большинстве случаев надеяться на апелляцию безосновательно. Экзаменатор, у которого есть хоть минимальный опыт участия во вступительных экзаменах, всегда стремится избежать ситуации, когда апелляцию можно будет удовлетворить. Поэтому в сомнительных случаях оценка на экзамене скорее повышается, чем понижается. В результате, на апелляции вам, вероятнее всего, докажут, что проставлена незаслуженно высокая отметка.
Приведенные выше рекомендации не претендуют на полноту и основаны на личном опыте автора, в свое время (в качестве абитуриента) прошедшего все муки экзаменационных испытаний, а затем, уже в ином качестве, принявшего не один экзамен.

Разделы сайта